Что дороже: время или деньги? И можно ли это как-то совместить, сэкономив
Белой гладью называют вышивку белой нитью (хлопчатобумажной или шелковой) по белой ткани разной плотности. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (выпуск 1892 г.) утверждает, что в Европе такая вышивка появилась в XVI в. в Cаксонии и долгое время выполнялась только там. C того далекого времени до сегодняшних дней «белая гладь» распространилась по всем странам Европы, причем в каждой стране она приобрела свой особый вид, стала называться по-своему и кочевать по свету уже под своим названием. Теперь мы знаем английскую белую гладь, иначе называемую «английское шитье, венецианское шитье, очень похожее на тонкое кружево, датское шитье, получившее название «хедебо» (или «гедебо»), пикейное шитье и др.
Содержание
На Руси тоже есть свое шитье белой нитью. Считается, что прежде всего это была вышивка буквиц — заглавных букв в рукописях. Относят эти работы к ХIII в., но предполагают, что они существовали и ранее. Традиционно вышивали на холсте разной толщины льняной, а позже и хлопчатобумажной нитью по выдерry и на редене (так называли холст прореженного полотняного переплетения) стягами. Разнообразие этих вышивок очень велико. Каждая местность дарила миру свою неповторимую технику и свои узоры. Так, известно белое строчевое шитье, называемое «тверская мелкая строчка», «нижегородский гипюр», «крестецкая» строчка (отличающаяся большим разнообразием), «ивановская» и «ярославская» строчка, «олонецкое шитье» и т.д. Как видите, все названия они получили по месту их бытования. Когда на Руси появились тонкое полотно, батист, маркизет, шифон и т.п., возникла «белая мстерская гладь», отличающаяся особым изяществом.
Конечно, по мере того, как укреплялись торговые связи между странами, появились и у нас самые разные виды белой глади, завезенные из других государств, в том числе и английское шитье, хедебо, хардангер и др., получившие у нас свое название, например «бельевая гладь», «вырезы».
Вышивка па выдергу, так же как и ришелье, выделились в особые виды рукоделия, а к белой глади стали относить английское шитье, белую мстерскую гладь, хедебо, дрезденское кружево, венецианское и швейцарское шитье и др. Хотя и это деление весьма условно, тем более, что вышивали не только белой нитью по белой ткани, но и нитью цвета экрю по кремовому или неотбеленному полотну, вензели и буквицы выполняли и цветной нитью, позже стали использовать технику белой глади для вышивания цветных изделий, подбирая нити в цвет ткани. Но техника эта так и продолжала называться «белой гладью».
Начинать овладевать техникой «белой глади» имеет смысл с самой простой — английской (или бельевой) глади, тем более что все швы, используемые в этой глади, входят как основные и во все другие виды, пополняясь еще и более сложными, присущими той или иной из них.
Однако и английская гладь — работа, требующая от рукодельницы особого внимания, аккуратности, усидчивости и, разумеется, определенного навыка. Ведь узоры такой вышивки всегда очень четкие, довольно мелкие и ритмичные. Но зато как изящно выглядят постельное белье, скатерти и салфетки, блузки, воротники и манжеты, носовые платки и полотенца, расшитые белой гладью, накрахмаленные и отyтюженные до блеска.
На рис. 1 показаны простейшие из швов английской глади:
Рисунок 1
Используют разные виды тамбурного шва (рис. 2), и узелковые швы:
Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4
Но самым характерным для этой вышивки являются «дырочки» разных размера и формы. Собственно из них формируется весь узор — и геометрический, и стилизованный растительный орнамент.
Маленькие дырочки прокалывают специальным колышком — костяным, деревянным, металлическим или пластмассовым, длиной не более 5 см и диаметром в самой широкой части не более 0,4 см. Кончик колышка должен быть слегка затупленным, а весь колышек хорошо отполирован. Большие дырочки прорезают. Может быть, поэтому эту гладь еще называют «прорезной». Но сначала любую будущую дырочку обязательно обшивают по линии узора швом «назад иголку» или мелким швом «вперед иголку» и только потом прокалывают или прорезают дырочку. Колышек вводят строго в центре кружочка и, осторожно раздвигая (не разрывая) нити, вводят в ткань «до упора» — как позволяет строчка вокруг дырочки. Готовую дырочку обшивают плотным гладьевым валиком. Большие дырочки прорезают (рис. 5), кончики прорези или подгибают на изнаночную сторону и после обшивки края дырочки валиком подрезают, или сразу подрезают, оставляя край (до строчки) в 2-3 мм, а затем обшивают гладьевым валиком.
Рисунок 5
Иногда гладевую обшивку вокруг дырочек делают фигурной. В этом случае обшивают швом «вперед иголку» весь узор, делают настил и потом выполняют гладьевый валик и прямую гладь (рис. 6).
Рисунок 6
Если же ряд дырочек образует край, то вместо прямой глади выполняют петельный шов (рис. 7). Но чаще всего край изделия обрабатывают петельным швом фестонами. Чтобы фестоны были объемными, делают настил, а иногда по настилу кладут пучок мягких нитей. Этот метод особенно часто используется в венецианском шитье.
Рисунок 7
Большие дырочки часто заполняют разделками, прокладывая бриды, выполняя паутинку и паучки, заполняя пространство воздушно-петельным швом. Листики и лепестки цветов вышивают прямой и косой гладью, швом «в раскол» с настилом и без него (рис. 8).
Рисунок 8
Кружочки-«пышечки» вышивают гладью с настилом, иногда их обшивают — делают обводку швом «назад иголку», узелками, стебельчатым швом или гладьевым валиком (рис. 9).
Рисунок 9
В английском шитье реже, а в других видах белой глади часто заполняют крупные листики и лепестки швом «россыпь» («назад иголку» или мелкие узелки), подкладной гладью, стягами или даже мелкой строчевой разделкой.
Н.Ф. ЦВЕТКОВА
Посмотрите другие статьи о видах швов:
Как красиво! Не хочется чтобы эта техника забылась